ШАТРО́ВОЕ ЗО́ДЧЕСТВО (от слова "шатер") - уникальное явление в мир. архитектуре, одна из высших точек развития др.-рус. кам. зодчества и один из традиц. типов рус. дерев. культового зодчества. Шатровое покрытие, т. е. завершение в виде 4-гранной или многогранной пирамиды, увенчанной главой, могли иметь центрич. в плане храмы, а также колокольни, сторожевые башни, крыльца и т. д. (в гражд. архитектуре вместо главки использовалось завершение в виде дозорной вышки, флюгера и пр.). Расцвет кам. Ш. З. в Др. Руси 16 в. Оно знаменовало разрыв с визант. типом крестово-купольного храма: гл. отличие состояло в акценте на экстерьер, резко уходящий ввысь, а не интерьер, вмещающий очень небольшое кол-во прихожан, что, возможно, было одной из причин запрета патриархом Никоном стр-ва шатровых храмов. Для Ш. З. характерны полная центричность здания, использование принципа "восьмерик на четверике", преобладание вертик. членений в экстерьере и в интерьере, отсутствие алтарной апсиды, усиление роли кокошников, наличие террас-гульбищ, лестниц-всходов. Ярким примером Ш. З. может служить храм Вознесения в с. Коломенском (1532). Следующий шаг в Ш. З. - ц. Иоанна Предтечи в с. Дьякове (1547), где 5 восьмериков соединены в цельный объем, затем - собор Покрова на рву (Василия Блаженного, 1555-60), соединяющий в своем объеме 9 столпов, часть из к-рых имеет шатровое покрытие, часть купола; ко 2-й пол. 16 в. относится ц. Бориса и Глеба в Борисове Городке под Можайском (1603, рухнула в нач. 19 в.). В 1840 К. Тон, исследуя храмы Поволжья, возродил утраченную арх. форму шатра. Он построил в СПб. Благовещенскую ц. Конногвардейского полка (1844-49) и Мироньевскую ц. Егерского полка (1849-55), привнеся мотивы романской, готич. архитектуры в эти постройки. Затем шатровые храмы строили Р. Кузьмин - св. Александра Невского в Париже (1860-е гг.), А. Кракау - ц. св. Николая (в память вел. кн. Николая Александровича) в СПб. (1867-71) и др.
Шатровое зодчество. Вид Покровского собора. Москва. Из книги А. Олеария. 1636